Основы Христианства — Алтарь.

  • Прообразы христианской истории на страницах Библии
  • Семь периодов истории христианства
  • Возникновение Христианства
  • Организация церкви
  • Тринитарные споры
  • Августин
  • Эпоха поздней патристики
  • Вселенские Соборы
  • Средневековое христианство
  • Восточно-западная схизма
  • Крестовые походы
  • Османская экспансия
  • Позднее Средневековье
  • Новое оживление
  • Колонизация
  • Религиозные войны
  • Этапы христианства в современный период
  • Двадцатый век
  • Современное христианское возрождение
  • Церкви Вселенского Православия
  • Древне-Восточные Церкви
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Таинство Крещения
  • О подготовке ко Крещению
  • Оглашение
  • Последование Святого Крещения
  • Почему младенцы не лишаются Святого Крещения
  • Почему младенцев следует крестить как можно раньше
  • Роль восприемников в Таинстве Крещения
  • Кто может быть восприемником
  • Помазание человека елеем
  • Таинство помазания освященным миром
  • Святое Миро
  • Таинство Причащения
  • Как часто надо причащаться
  • О приготовлении ко Причащению
  • Как подходить к Святой Чаше
  • Причащение больных
  • Смысл Таинства Покаяния
  • Как готовиться к исповеди
  • Что такое Елеосвящение
  • Совершение Таинства
  • Смысл и значение Таинства Священства
  • Процесс Священства
  • Таинство венчания
  • Процесс венчания
  • Божественное откровение
  • Почему Бог сотворил мир
  • Как Бог сотворил мир. Ангелы
  • Как Бог сотворил человека
  • Как грех пришел в мир
  • Законы природы и нравственности
  • Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей
  • Первая заповедь
  • Вторая заповедь
  • Третья заповедь
  • Четвертая заповедь
  • Пятая заповедь
  • Шестая заповедь
  • Седьмая заповедь
  • Восьмая заповедь
  • Девятая заповедь
  • Десятая заповедь
  • Нагорная проповедь
  • Девять заповедей
  • О промысле Божьем
  • О неосуждении ближнего
  • О прощении ближнего и о любви к ближнему
  • Общее правило обращения с ближними
  • О силе молитвы
  • Колокола
  • Благовест
  • Собственно звон
  • Звон на Всенощном Бдении
  • Звон на Литургии
  • Употребление перезвона
  • Употребление перебора
  • Другие звоны
  • Устройство Церкви
  • Храм Божий
  • Внутри храма
  • Алтарь
  • Иконостас
  • Престол
  • Жертвенник
  • Священнослужители
  • Священные одежды
  • Облачение священника
  • Облачение епископа
  • Храм и его росписи
  •  


    Алтарь.

    Реклама:

     

    Основы Христианства - Алтарь

    Слово «алтарь» происходит от латинского alta ara, что означает возвышенное место, возвышение. По-гречески алтарь в древности назывался «бима», что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи, судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд, раздавали награды. Эти названия в общем соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме. Но они также свидетельствуют, что уже в глубокой древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это, как правило, соблюдается и до наших дней.

    Если алтарь в целом означает область бытия Божия, то вещественным знамением Самого невещественного Бога является престол, где Бог действительно особым образом присутствует в Святых Дарах и мощах Своих святых угодников.

    Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полукружии алтарной абсиды. Предложение (нынешний жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слеваот алтаря. Затем предложение стало помещаться для удобства богослужения в самом алтаре, в его северо-восточном углу, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились несколько и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой. Так называли его святые отцы и учители Церкви. И в наших Служебниках престол именуется и трапезой, и жертвенником. В древности престолом называлось архиерейское седалище на Горнем месте, что вполне соответствует земному значению этого слова: престол-это царское или княжеское возвышенное седалище, трон. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, а престол стал именоваться Горним местом; собственно жертвенник (трапеза) получил название престол. При этом имеется в виду, что эта таинственная духовная трапеза является как бы троном (престолом) Небесного Царя. Тем не менее в Уставе и богослужебных книгах по-прежнему жертвенник называется предложением, а престол носит также название трапезы, так как на нем возлежат и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы. И все же прочная традиция чаще всего трапезу именует святым престолом Божиим.

    В наши дни в соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — абсида. Посредине алтаря помещается святой престол.

    Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во, многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, как знамение престола (трона), на котором невидима восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. В больших храмах и кафедральных соборах соответственно алтарной абсиде вокруг Горнего места полукружием расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада.

    Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Это соответствует Откровению Иоанна Богослова, видевшего на этом месте семь золотых светильников.

    Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения.

    По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило.

    Перед престолом, справа от царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для епископа. Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза «три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь по причине совершаемого в нем таинства евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, постольку и в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.

     








  • Об иконах
  • Классификация святых
  • Каким святым молиться
  • Господь Вседержитель
  • Пресвятая Троица
  • Спас Нерукотворный
  • Тайная вечеря
  • Владимирская икона Божьей Матери
  • Державная Икона Божьей Матери
  • Иверская икона Божьей Матери
  • Икона Божьей Матери Всех скорбящих Радость
  • Икона Божьей Матери Милостивая
  • Икона Божьей Матери Неупиваемая Чаша
  • Икона Пресвятой Богородицы Споручница грешных
  • Казанская икона Божьей Матери
  • Корсунская икона Божьей Матери
  • Минская Икона Божьей Матери
  • Почаевская икона Божьей Матери
  • Смоленская икона Пресвятой Богородицы Одигитрия
  • Тихвинская икона Божьей Матери
  • Толгская икона Божьей Матери
  • О молитве
  • Молитвы начальные
  • Утренние молитвы
  • Молитвы в продолжении дня
  • Молитвы на сон грядущим
  • Понятие о богослужении
  • Порядок богослужений
  • Суточный круг богослужений
  • Недельный круг богослужений
  • Годовой круг богослужений
  • Богослужебные книги
  • Всенощное бдение
  • Вечерня
  • Утреня
  • Литургия
  • Молебен
  • Царские часы
  • Подвижные праздники
  • О посте
  • Светлое Христово Воскресение
  • Рождество Христово 7 января
  • Крещение Господне 19 января
  • Сретение Господне 15 февраля
  • Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
  • Вход Господень в Иерусалим 24 апреля
  • Вознесение Господне 9 июня
  • День Святой Троицы. Пятидесятница 19 июня
  • Преображение Господне 19 августа
  • Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
  • Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
  • Воздвижение Креста Господня 27 сентября
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
  • Обрезание Господне и память святителя Василия Великого 14 января
  • Рождество Иоанна Предтечи 7 июля
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы 14 октября
  • Святки
  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Сырная (Масленица)
  • Пасхальная (Светлая) седмица

  • © 2007 Hristianstvo.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!